На главную страницу Написать письмо Карта сайта

 
главная /  Информация  / ОБЗОРЫ
   

Автозвук для чайников. Часть вторая.

Размещение

В автомобильном аудио акустическая система определяет качество звучания примерно на две трети. Качество самой акустики наполовину складывается из того, какие используются головки громкоговорителей («динамики»), а вторую половину определяет то, насколько грамотно и качественно они установлены.

В первую очередь, нужно определиться, собираетесь ли вы устанавливать акустику только в штатные места, предусмотренные производителем автомобиля, или нет. У штатных мест есть несколько преимуществ. Во-первых, стоимость работы по установке динамиков оказывается невысокой. Во-вторых, интерьер автомобиля не претерпевает никаких изменений. Это имеет значение, как при возможной продаже машины, так и с точки зрения защиты аппаратуры от кражи. Всякий нестандартный элемент обязательно привлечет внимание воришек, так что шансы на их ночной визит в салон машины увеличатся. На этом преимущества у штатных мест заканчиваются и начинаются недостатки. Для производителей машин качество звучания находится далеко не на первом месте. Поэтому динамики часто располагаются в неудачных местах и/или направлены таким образом, что самый прекрасный динамик играть будет неважно. Часто бывает, что без дополнительных ухищрений удается установить динамик только с очень маленькой установочной глубиной. С низкими частотами тоже ничего хорошего не получается. Часто динамик крепится к непрочной обивке двери или тонкому пластику, из которого сделано торпедо. Когда динамик воспроизводит бас, все эти конструкции начинают просто-напросто ходить ходуном. В результате то, что осталось от баса, приходится слушать вместе с «песнями» самих дверей или торпедо. Рассмотрим типичные варианты расположения акустических систем в автомобилях с точки зрения качества звучания. В передней части салона чаще всего динамики располагаются в торпедо, дверях, реже в кикпанелях (для водителя это место, расположенное под торпедо слева от педали сцепления, для переднего пассажира, соответственно, зеркально). В торпедо динамики ориентированы либо горизонтально, так, что диффузор направлен в сторону лобового стекла, либо вертикально, на поверхности торпедо, обращенной в сторону салона. В первом случае часть звука, излучаемого диффузором, попадает к слушателю напрямую, а часть – после отражения от лобового стекла. На высоких частотах до слушателя будет доходить, в основном, отраженный звук. В результате звук получается совсем другим, нежели тот, который был во время прослушивания на стенде в магазине, и предсказать эту разницу заранее не представляется возможным. Кроме того, очень вероятно, что звуковая сцена будет нечеткой, например, солист, в зависимости от высоты нот, будет казаться скачущим по сцене. Исправить ситуацию можно, используя не коаксиальную систему, а компонентную. В этом случае высокочастотный динамик располагается отдельно – например, на стойке лобового стекла, что дает возможность поэкспериментировать с наилучшим направлением. Вмешательство в интерьер при этом будет небольшим.

Когда динамические головки на торпедо «играют» в сторону салона, возникают совсем другие эффекты. Звучание ближе к тому, которое было в условиях стенда в магазине. Однако привязка звука к ближайшему к слушателю динамику практически гарантирована. Исполнители будут казаться расположенными непосредственно перед лицом слушателя. Применение компонентной АС в этом случае может ухудшить звуковую сцену, например, удар по барабану будет восприниматься так, будто сам барабан от удара вдруг оторвался и летит через всю сцену.

Заканчивая описание «акустических» свойств торпедо, следует предостеречь от попыток воспроизвести бас. В торпедо эта затея всегда обречена на провал. Во-первых, типичный размер динамиков чаще всего 4 дюйма, редко пять. Во-вторых, что самое главное, это акустическое короткое замыкание, вызванное тем, что в торпедо очень сложно изолировать излучение передней стороны диффузора от задней – вокруг динамика всегда присутствуют разные технологические отверстия и щели. Поэтому, выбирая акустическую систему ;для установки в торпедо, обращайте внимание только на то, насколько хорошо она воспроизводит средние и высокие частоты.

Двери по «звуковым» свойствам сильно отличаются от торпедо. Чаще всего штатные места рассчитаны на размер 5 дюймов, иногда и выше. Это вселяет надежду на неплохое воспроизведение баса. Схема установки, когда в дверь крепится мидбасовый динамик, а высоко-частотный устанавливается на стойку лобового стекла, является классической и самой распространенной. Хорошие производители акустических систем, настраивая свою продукцию, ориентируются именно на такую установку. Поэтому, как ни странно, динамики, прекрасно звучащие в машине, могут не произвести впечатления во время проигрывания на стенде в магазине. Попробуйте расположиться таким образом, чтобы уши оказались под углом сорок пять градусов к воображаемой оси диффузора. Это примерно соответствует тому, как будет направлен динамик в автомобиле.

Звучание акустических систем, установленных в дверях, имеет некоторые характерные особенности. В первую очередь, специфическое звучание баса. Чаще всего он получается либо недостаточно четким, «резиновым», либо, напротив, очень жестким, раздражающим слух. Из-за разности расстояний от ушей слушателя до правого и левого динамика практически всегда возникает провал в нижней части диапазона средних частот. На слух это воспринимается как потеря «телесности» звука. Наверняка каждый хоть раз в жизни играл на гитаре, поэтому знает, что звук этого инструмента складывается из двух – струн и корпуса. Потеря телесности – это ощущение того, что звучат одни только струны, а отзвука деки совсем не слышно. Третий характерный недостаток расположения акустики в дверях – искажение звуковой сцены. Чаще всего солист находится не по направлению на центр капота, а над рулем, для водителя, и над «бардачком» для пассажира. Психологически комфортнее, когда они воспринимаются на уровне передней кромки торпедо, там, где оно граничит с лобовым стеклом.

Для установки в двери лучше всего использовать не коаксиальные, а компонентные акустические системы, поскольку в первом случае описанные недостатки будут более ощутимы. Не забудьте перед покупкой динамиков точно выяснить посадочный размер и глубину штатных мест. Очень часто это накладывает большие ограничения по выбору. Это является одним из аргументов в пользу применения нестандартных подиумов. Вторым – желание использовать мидбасовый динамик большего размера, нежели тот, что позволяет штатное место. Для распространенных моделей автомобилей в продаже встречаются готовые подиумы. Как правило, их производят фирмы, занимающиеся мелкосерийным изготовлением и других аксессуаров, таких как спойлеры, пороги и т. п. Подиумы изготавливаются из пластмассы или стеклопластика, имеют приемлемую цену и хороший внешний вид. Правда, в процессе установки подобных изделий их очень желательно дополнительно виброизолировать изнутри с целью уменьшения «звонкости», особенно присущей стеклопластиковым деталям.

Последним по счету местом, где могут быть предусмотрены штатные места под акустическую систему, как уже упоминалось, являются кикпанели. Такое расположение встречается нечасто, прежде всего, из-за нехватки свободного пространства. Поэтому головки крупного размера (более пяти дюймов) в кикпанели не устанавливают, и на глубокий бас рассчитывать не приходится. А вот для средне- и даже высокочастотных динамиков место как раз одно из самых удачных. Дело в том, что при таком расположении разница в расстояниях от ушей до правого и левого громкоговорителя оказывается меньше, чем при других расположениях излучателей. В этом легко убедиться при помощи рулетки. Поэтому есть хорошие шансы добиться сбалансированного звучания и равномерной звуковой сцены. При этом, как ни странно, звук не кажется приходящим снизу, а воспринимается на уровне нижней кромки лобового стекла. Правда, в случае использования коаксиальных громкоговорителей есть вероятность того, что инструменты, звучащие только из одного канала, будут «нырять» вниз под торпедо. При использовании компонентной акустической системы с «пищалками», установленными на стойках лобового стекла, такой эффект не наблюдается. Тем, кто планирует нестандартное размещение акустической системы в своем автомобиле, стоит обратить пристальное внимание на кикпанели. Ведь недаром этот способ завоевал большую популярность в Америке.

При внимательном чтении предыдущей части текста может сложиться впечатление, что воспроизвести бас в передней части салона можно только из дверей. Это справедливо, но лишь отчасти. Существует еще одна возможность размещения громкоговорителей, которая обделена вниманием автомобильных фирм, причем совершенно напрасно. Это место под передними сиденьями и непосредственно перед ними. В этом случае динамическая головка устанавливается в специально рассчитанный и изготовленный корпус. Чаще всего действуют даже в обратной последовательности – вначале определяют, какого объема можно изготовить корпус, а потом выбирают подходящий динамик, вид акустического оформления и выполняют окончательный расчет. Если под сиденьем удается сделать корпус внутренним объемом 5-8 литров, при грамотном подборе динамика и расчете оформления можно добиться очень хорошего воспроизведения нижней части звукового диапазона. Правда, сабвуфер в этом случае все равно желателен. Если же сиденья позволяют поместить корпус еще большего объема, в них можно установить восьмидюймовые сабвуферные головки. Этот вариант – один из самых удачных. С одной стороны, такие динамики еще легко настраиваются даже с трехдюймовыми среднечастотниками, с другой – уже способны обеспечить полноценный бас без сабвуфера в багажнике. Безусловно, такие установки требуют от исполнителя высокой квалификации, далеко не каждый способен грамотно выбрать динамическую головку, рассчитать и изготовить корпус. Тем не менее такая схема способна при не очень высоких затратах дать прекрасный результат, поэтому обязательно возьмите ее на вооружение.

В крайнем случае, если ни в двери, ни под сиденья ничего поставить нельзя, остается любимая нашими автомобилистами задняя полка. Встречается две распространенные ошибки. Первая – установка коаксиальных «блинов» при наличии фронтальной акустической системы, вполне нормально воспроизводящей средние и высокие частоты. В таком случае в тыловых «блинах» лучше отключить все излучатели, кроме низкочастотного. Иногда это специально предусмотрено конструкцией, в других случаях просто отпаивается/откусывается провод, идущий к СЧ/ВЧ-секции. Таким образом, задние динамики будут воспроизводить, в основном, нижние частоты и, частично, средние, что в данном случае и требуется. Низкие частоты слух локализует не так хорошо, как средние и высокие, поэтому можно добиться того, что весь звук будет казаться приходящим спереди. Очень хорошо, если в головном устройстве (либо внешнем усилителе, если он использован) есть фильтры высоких и низких частот. В этом случае «блины» включаются через ФНЧ, а передние динамики – через ФВЧ. Вторая ошибка состоит в том, что в заднюю полку, помимо «6 х 9» устанавливают сабвуферный динамик, также работающий на объем багажника (free-air). В результате оказывается, что такой сабвуфер работает почти в том же диапазоне частот, что и «лопухи», которые, как правило, сами по себе достаточно «басовиты». В этом случае лучше использовать корпусной сабвуфер, работающий на очень низкой частоте, и позаботиться о качественном разделении частот между ним и коаксиальными динамиками.

Коаксиальные динамики

 

Появившись вскоре после широкополосных динамиков, коаксиалы постепенно заменили последние в области самых простых автомобильных акустических систем. Главное их достоинство – простота установки. Большинство коаксиальных динамиков рассчитаны на установку в штатные места автомобиля, что отражается на конструкции. Во-первых, такие громкоговорители делают небольшими по глубине. Во-вторых, предусматривают множество вариантов расположения крепежных отверстий, а также наличие уплотнительных колец на внешнем фланце корзины. В-третьих, в комплекте нередко отсутствуют защитные решетки, поскольку предполагается, что будут использованы те, что уже есть в машине. Поэтому работа по установке таких АС обойдется недорого, а многие могут выполнить ее своими силами.

Штатные места, как правило, не могут похвастать идеальными с точки зрения акустики условиями работы излучателей. Характеристики коаксиальных динамиков (в первую очередь – АЧХ) рассчитываются с учетом того, что слушатель будет смещен относительно оси излучения. Поэтому при прослушивании на стенде звучание может показаться неестественным, с завышенным уровнем высоких частот. Напротив, если в условиях стенда звучание сбалансированное, то в салоне автомобиля, скорее всего, будет глуховатым. Это следует иметь в виду при выборе.

Что касается мощности, то ее номинальное значение для самых популярных коаксиалов размером 5" составляет примерно 25...40 Вт. Поэтому если в качестве усилителя планируется встроенный в головное устройство, то вывести динамик из строя практически невозможно.

Качественная (дорогая) коаксиальная акустика способна обеспечить прекрасный тональный баланс и хорошую звуковую сцену. С одной оговоркой – будучи грамотно установленной. Это означает, что придется тщательно поискать наилучшее расположение динамиков, а также сделать для них правильное акустическое оформление (подиумы).

Все вышесказанное в еще большой степени относится и к коаксиальным системам на основе эллиптического динамика размером 6" х 9", именуемого в повседневной жизни более кратко «овалами», «лопухами» или «блинами». Количество уменьшительно-жаргонных названий говорит о высокой популярности этого вида громкоговорителей. Ведь для озвучивания автомобиля необходимо приобрести всего два недорогих динамика, врезать их в заднюю полку и подключить к выходам головного устройства. Благодаря большой площади диффузоров, «овалы» способны воспроизвести довольно глубокий бас без помощи сабвуфера, и при этом обладают чувствительностью, достаточной для работы от встроенного усилителя магнитолы, на это, прежде всего, и ориентируются производители при проектировании таких динамиков. Другим принципиальным моментом, который они всегда имеют в виду, являются условия работы в типичной задней полке автомобиля. То есть звук до слушателя приходит отраженным от заднего стекла. Поэтому характерная АЧХ таких громкоговорителей, измеренная вне салона автомобиля, будет иметь заметный подъем на средних и высоких частотах. Поэтому конечное качество звучания будет зависеть от того, насколько искусно «исказили» ее разработчики, а также от формы и угла наклона заднего стекла в конкретной модели автомобиля. Очень хорошо, если конструкция предусматривает регулировку уровня сигнала СЧ/ВЧ-излучателей («аттенюатор»), а также возможность их поворота относительно всего динамика.

Как уже упоминалось, даже пятидюймовый динамик выдержит мощность встроенного усилителя магнитолы без каких-либо трудностей. У «блинов» запас мощности еще выше. Гораздо важнее величина чувствительности. Если она мала, придется поворачивать ручку громкости, в результате чего встроенный усилитель может начать перегружаться, из-за этого на выходе резко возрастает уровень высокочастотных гармоник (нелинейных искажений). Эти гармоники, в свою очередь, легко проникают через простейший разделительный фильтр на ВЧ-излучатель и способны вывести его из строя. Примерно оценить величину чувствительности можно по количеству полос и типу СЧ/ВЧ-секции. Так, в случае двухполосной АС (с одним ВЧ-динамиком, как правило, купольного типа) «большому» диффузору приходится воспроизводить более широкий диапазон частот, вследствие чего общая чувствительность будет относительно небольшой. Если «овал» трехполосный и при этом второй по размеру диффузор – конусный (как динамик от карманного приемника), то такая конструкция, скорее всего, будет обладать более высокой чувствительностью.

Компонентные АС

 

При всей доступности и простоте коаксиальных динамиков, в подавляющем большинстве действительно качественных инсталляций автомобильного аудио используются компонентные акустические системы. Вызвано это, прежде всего, уже упоминавшимися недостатками, связанными с конструкцией коаксиального громкоговорителя, а также тем, что возможность расположить высокочастотный излучатель отдельно от мидбасового дает более широкие возможности настройки звучания.

Компонентные АС пользуются очень большой популярностью, поэтому количество выпускаемых моделей исчисляется сотнями. Однозначных рекомендаций, что лучше не представляется возможным, тем более что выбор сильно зависит от жанров, предпочитаемых слушателем. Рассмотрим конструктивные особенности, характерные для акустических систем средней ценовой категории. Это поможет на этапе первоначального выбора комплекта, пока динамики еще никуда не подключены, а лежат на полке в магазине. Диффузор чаще всего изготавливают на основе полипропилена, являющегося традиционным материалом, или его «близких родственников», выпускающихся под другими торговыми марками. Полипропилен, хотя и несколько уступает по «звуковым» свойствам составам на основе целлюлозы («бумаги»), но зато существенно превосходит ее по технологичности и, что очень важно в условиях автомобиля, долговечности. «Классический» полипропиленовый диффузор имеет черный цвет и характерный, слегка матовый, блеск.

Сделать хороший диффузор на основе целлюлозы непросто, качество зависит от массы факторов. Поэтому «бумажные» динамики хорошего качества стоят, в среднем, дороже. Если жанровые предпочтения ориентированы на «живую» музыку, исполняемую на акустических инструментах, дополнительные расходы оправданы. Также в недорогих по цене динамиках часто встречаются диффузоры на основе стеклоткани, в тех, что подороже, – алюминий и кевлар. Диффузоры из этих материалов имеют ряд преимуществ, такие как малый вес и повышенная жесткость, но при этом склонны резонировать на средних и высоких частотах. На слух это проявляется как излишняя резкость, пронзительность звучания. Разработчики принимают меры к «утихомириванию», но успехи в этом нелегком деле отражаются на ценниках. Поэтому хорошие динамики из «передовых» материалов по цене могут превзойти верхний предел среднего ценового диапазона в несколько раз.

Следующий элемент конструкции – корзина держателя диффузора. Самые распространенные корзины – стальные штампованные. Они недорогие, но обладают невысокой жесткостью, для борьбы с призвуками корзину покрывают антирезонансными покрытиями, в его наличии легко убедиться на ощупь – поверхность будет шероховатой. У динамиков подороже корзины часто изготавливают литыми из алюминиевого сплава, иногда формуют из специальных полимеров. Дело в том, что звуковая катушка, которая приводит в действие собственно диффузор, движется в довольно тонком воздушном зазоре, выполненном внутри магнитной системы. Толщину зазора необходимо делать как можно меньшей от нее сильно зависит чувствительность. Но при этом резко возрастают требования к точности положения звуковой катушки. Если корпус динамика будет хлипким, то при высоких уровнях громкости катушка может сместиться. В лучшем случае это приведет к изменению действующей на нее электромагнитной силы, т. е. искажениям, в худшем – к тому, что катушка соприкоснется с другими деталями магнитной системы. Поэтому при конструировании дорогих динамических головок принимаются дополнительные меры к прочности корзины. Тем более что динамики повышенного класса будут использоваться с мощным внешним усилителем.

В мидбасовых динамиках компонентных систем обычно используют «традиционную» схему, когда звуковая катушка перемещается «внутри» ферритового магнита. Такие головки выглядят привычно, а вот при взгляде на модели отдельных производителей сразу же возникает мысль, что магнита на привычном месте нет. На самом деле он есть, только маленький. Это так называемая обращенная магнитная система, когда звуковая катушка движется снаружи магнита, выполняемого в таком случае из неодима, который обеспечивает существенно меньшие размеры магнита при той же эффективности. Звуковая катушка в этом случае оказывается большего размера, чем в традиционной конструкции. При этом она лучше охлаждается, диффузор при движении меньше «перекашивается», а головка в целом получается более компактной. На первый взгляд, сплошные преимущества, но это не совсем так. Во-первых, конструкция не самая простая, сделать ее хорошо удается далеко не всем производителям динамиков. Во-вторых, неодимовые магниты стоят дорого. В результате чего основной недостаток – довольно высокая цена таких АС.

Высокочастотные излучатели чаще всего сделаны на основе купола, как правило – шелкового. Стандартный для автомобильных твитеров размер – один дюйм. Это разумный компромисс между диапазоном воспроизводимых частот, чувствительностью и удобством установки. Последнее имеет самое важное значение. Желательно, чтобы входящие в комплект крепления обеспечивали разные способы крепления динамика. Возможность установки заподлицо с поверхностью («в тело») есть всегда. Чаще всего есть и обойма для установки на поверхности. Это, например, пригодится в тех машинах, где под накладками стоек лобового стекла совсем нет свободного пространства. Очень полезно, если крепление дает возможность плавно менять направление твитера. Дело в том, что выбор наилучшего положения – это творческий процесс. Часто в первые дни и недели эксплуатации установленной системы возникает желание немного изменить настройку, чуть-чуть повернуть «пищалку» в ту или другую сторону.

Кроссовер

Кроссовер – очень важная часть акустической системы. Он определяет качество звучания едва ли не наполовину. Простейшие фильтры высоких частот, когда компоненты включены в разрыв провода, идущего к ВЧ-динамику, встречаются в недорогих комплектах. В этом случае сигнал, идущий на мидбасовую головку, никак не ограничен по частоте. Это хорошо только в случае применения очень качественных излучателей (как правило – бумажных), АЧХ которых на средних частотах плавно спадает самым «естественным» образом. Но такие динамики – редкость, поэтому уже в средней ценовой категории практически всегда используют кроссоверы с более сложными фильтрами, обычно второго порядка. Кроме того, в кроссоверах могут быть элементы, позволяющие изменять уровень сигнала, поступающего на ВЧ-динамик. Регулировка осуществляется либо переключением проводов на клеммах «коробочки», либо внутри нее, перестановкой перемычек, или переключателей. Возможность такой регулировки имеет большое значение при настройке системы, поэтому на ее наличие стоит обратить внимание. Помимо этого, в кроссоверах часто устанавливают элемент, защищающий «пищалки» от слишком высокого уровня сигнала. Сами по себе высокочастотные динамики, в отличие от компонентной системы в целом, выдерживают довольно небольшую мощность, примерно несколько ватт. Чтобы вывести их из строя, достаточно встроенного усилителя магнитолы, особенно если он перегрузился, что не редкость. Тут-то и срабатывает защитный элемент.

Другие особенности кроссоверов оценить не так уж просто. Производители стараются сэкономить буквально каждый цент, поэтому в изделиях более высоких ценовых категорий, скорее всего, будут использованы детали лучшего качества. В первую очередь, катушки индуктивности, намотанные без использования ферромагнитных сердечников, а также пленочные конденсаторы вместо оксидных («электролитических»). Чтобы подчеркнуть качество кроссовера, производители порой делают их в прозрачном корпусе.

Сабвуферы

 

Воспроизвести в автомобиле хороший бас – задача не из легких. В отличие от приобретения головного устройства, для которого уже предусмотрено место, куда его нужно только вставить и подключить соответствующие провода. Низкочастотные громкоговорители во многих случаях представляют собой полуфабрикат, для которого нужно выбрать подходящее место, рассчитать и изготовить акустическое оформление, а потом еще и грамотно настроить уровни сигнала, частоту среза, чтобы вся система заиграла слаженно и слитно. Поэтому вполне разумно будет обратиться к профессиональным установщикам, которые, помимо теоретических знаний, обладают большим практическим опытом. Они подскажут, какой динамик приобрести, рассчитают и изготовят ящик нестандартной формы, наилучшим образом вписывающийся в конкретный багажник и отнимающий минимум полезного объема. Есть и другой путь, для энтузиастов-любителей, которые предпочитают делать все самостоятельно. Для них существует большое количество как специальной литературы по конструированию акустических систем, так и популярных статей в журналах.

Для тех, кто, с одной стороны, не хочет углубляться в дебри теории, с другой, расставаться с приличной суммой за «заказной» сабвуфер, существуют альтернативные варианты. Первый – приобрести головку, предназначенную для работы в открытом оформлении (free air), установив ее в заднюю полку. Выбор таких динамиков очень велик, причем стоят они недорого. Правда, полку придется либо существенно усиливать, либо вообще изготовить заново. Самое важное и сложное в этом процессе – обеспечить максимальную герметичность между передней и задней сторонами динамика. Проще говоря, полностью изолировать багажник от салона, причем по всему периметру. Любая неплотность приведет к акустическому короткому замыканию и ослаблению низких частот. Это приводит к тому, что открытое оформление удается корректно реализовать в только седанах. В хэтчбэках устранить все щели на практике не представляется возможным. В остальном же у оформления free air сплошные плюсы. Во-первых, оно обеспечивает самый натуральный бас. Во-вторых, нижняя граница диапазона частот имеет минимальное значение, равное резонансной частоте головки. Конечно, сабвуфер такого типа не обеспечит ураганного баса, как на дискотеке. Но для тех, кто любит натуральное звучание, открытое оформление, – самое предпочтительное.

Выбирать динамики следует, естественно, обращая внимание на рекомендации производителя. Если в инструкции не указано вообще никакого рекомендуемого оформления, скорее всего, головка для free air. Внешне они от своих «ящичных» собратьев отличаются относительно легким и жестким диффузором, а также небольшим по размерам магнитом. Напротив, если магнит по размерам норовит сравниться с диффузором, а у последнего – очень широкий и мягкий подвес, рассчитанный на большое смещение, то этот динамик точно не для открытого оформления. Чем больше диаметр диффузора при прочих равных условиях, тем ниже граничная частота диапазона воспроизводимых частот и, наоборот, выше чувствительность. Правда, диаметр часто выбирают не произвольно, а исходя из ограничений, накладываемых салоном. Десять дюймов можно считать своего рода границей, разделяющей «настоящие» сабвуферы от «потолстевших мидбасов».

При самостоятельном выборе и установке начинающих подстерегает одна типичная ошибка. Возникает она, когда любитель решает сделать акустическое оформление (например, закрытый ящик) по рекомендациям производителей или рассчитать его, основываясь на приводимых ими параметрах Тиля–Смолла. Практика показывает, что в половине случаев эти цифры имеют точность прогноза погоды, из-за разброса параметров между разными партиями динамиков. Поэтому, если и делать что-то на основе этих данных, то только закрытый ящик, более сложные виды оформления требуют точного расчета и точных значений параметров для конкретного экземпляра динамика. 

Готовые корпусные сабвуферы пользуются большой популярностью, причины которой очевидны из названия. Если сабвуфер активный, то есть содержит внутри себя усилитель мощности, то его подключение занимает совсем немного времени и сил.

Корпусной сабвуфер – это всегда «быстро». Дальше приходится выбирать между ценой и качеством. Недорогие изделия часто бывают небольших размеров и имеют эффектный внешний вид, чтобы привлечь внимание покупателей. При этом ради снижения габаритов используют головки небольшого калибра, помещенные в акустическое оформление как можно меньшего объема. Как правило, корпуса большего размера приобретают вполне традиционный вид ящика с одной из стенок, скошенной под стандартным углом наклона задней спинки сиденья. Поэтому и вариант расположения оказывается один – наклонной гранью к спинке сиденья. Материалы корпусов частот теряют всякую «модность», зато стенки, изготовленные из МДФ или ДСП, получаются существенно более прочными и «глухими» по сравнению, например, с пластмассой. Звучание таких сабвуферов также будет более «традиционным», ближе к привычным представлениям о high fidelity.

Калибр динамика и объем корпуса лучше выбирать, исходя из того, насколько допустимо максимально уменьшить объем багажника. Скажем так, десятидюймовой головки в закрытом ящике многим будет вполне достаточно, а двенадцатидюймовая, особенно в оформлении фазоинвертора, справится и со спецэффектами кинофильмов. В последнем случае лучше не использовать активных сабвуферов, потому что возможностей их встроенных усилителей будет наверняка недостаточно. Вообще, по мере роста цены пассивные сабвуферы начинают преобладать.

Начиная с определенного уровня цен, многие аудиофилы предпочитают не покупать готовые изделия, а заказывать их в установочных студиях.

   
ПОИСК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
Copyright © 2017 | Saturn-ht | www.lanzar.ru | www.lanzar.com
На главную страницу Написать письмо Карта сайта