На главную страницу Написать письмо Карта сайта

 
главная /  Информация  / ОБЗОРЫ
   

Сабвуфер. Как заставить это бухать? Журнал "Тюнинг Автомобилей"

Многие из нас мечтают слушать не только песню выпуска, но нечто более лиричное, со словами. Мы о музыке, и желательно, с хорошим качеством, А что здесь главное? Естественно, чистый глубокий бас! Как этого добиться? Разберемся!

Кое-что о диффузорах

Начнем с выбора динамика. Модели небольших размеров (8 или 10 дюймов), как правило, оснащены более легкими диффузорами, чем их старшие собратья. Как следствие, они обладают малой инерционностью, поэтому усилителю легче их контролировать. Недостатком таких динамиков является невысокая отдача на самых глубоких басах, ведь излучающая поверхность (физику не обмануть) относительно небольшая. Крупные динамики, размером 15 дюймов (а есть и 18, и даже еще больше) располагают более тяжелым и инертным диффузором, который усилителю раскачать гораздо сложнее. Поэтому для них, как правило, приходится подбирать аппарат помощнее. Упрощенно можно сказать, что способность динамика движением своего диффузора четко следовать электрическому сигналу, поступающему с усилителя, характеризуется таким параметром как импульсная характеристика. Получается, что у небольших сабвуферов она лучше, а у больших, при прочих равных, хуже. Впрочем, если изысканные музыкальные жанры (вроде классических произведений или джазовых опусов) не характерны для вашей музыкальной коллекции, а основную ее часть составляют, скажем, R&B или хип-хоп, то точность воспроизведения отодвигается на второй план, зато становится важна способность к эффективной передаче самых низких басов. И в этом равных гигантам, пожалуй, нет. Но „пятнахи" требуют и больших корпусов, так что компромиссным вариантом часто становится выбор 12-дюймовых сабвуферных динамиков — и корпус получится приемлемых размеров, и площадь излучающей поверхности уже приличная. Но справедливости ради нужно предупредить, что большие динамики с тяжелыми диффузорами, как правило, не способны к „панчевости", ударности, хлесткости звука, которые так ценят любители рока.

Как это работает?

Конечно же, для того чтобы динамик порадовал могучим вкусным басом, ему требуется корпус. Ведь что такое звуковая волна? Звуковая волна — это распространение чередующихся сжатии и разрежении воздуха. Диффузор, двигаясь вперед-назад, создает перед собой эти самые сжатия-разрежения. Теперь, если вынуть динамик из корпуса, то во время движения диффузора вперед он будет перед собой сжимать воздух, а своей тыльной стороной втягивать его. А во время обратного хода перед диффузором будет разрежение, а сзади — сжатие. В итоге динамик просто будет гонять воздух вокруг самого себя, а звука не создаст. Называется это акустическим коротким замыканием. Теперь ставим динамик в закрытый корпус. При этом то, что происходит с обратной стороны диффузора, нас волновать перестает, поскольку она оказывается акустически изолированной от передней стороны, и бас наконец-то появляется. Однако получается, что внутри корпуса воздух сжимается-разжимается попусту? А вот и нет, эти колебания тоже можно использовать. Например, проделать отверстие в передней части корпуса и вставить в него трубу. Воздух внутри трубы обладает определенной упругостью. Поэтому когда диффузор движется, например, назад, то создаваемое им давление внутри корпуса передастся через трубу наружу с некоторым запаздыванием, а к тому времени и сам диффузор уже пойдет вперед. Получится, что давление от передней части диффузора и давление от порта будут создаваться одновременно, что даст некоторую прибавку в громкости. Такой корпус с трубой называется фазоинверторным (потому как чередование сжатий-разряжений от тыльной стороны диффузора добирается наружу с запаздыванием, как бы инвертированным по фазе), а сама труба — это порт фазоинвертора. К слову, порт может быть выполнен не только в виде круглой трубы, но и иметь, например, прямоугольное сечение. Главное не забывать при проектировании корпуса к расчетному объему прибавить объемы, занимаемые трубой и самим динамиком. Отдельных слов заслуживает оформление типа free air, т.е. когда динамик устанавливается не в корпусе, а, например, в задней полке. Корпусом при этом служит сам багажник. Понятно, что полка с динамиком должна быть очень хорошо укреплена, а все щели между салоном и багажником герметизированы, иначе акустического короткого замыкания, о котором уже было сказано, не избежать, да и лишние дребезги комфорта не добавят.

Большой или маленький?

Какой бы ни был корпус для динамика, воздух внутри него обладает определенной упругостью, которая, конечно же, будет влиять на звучание сабвуфера. Понятно, что в маленьких корпусах она будет оказывать более заметное влияние, в больших — меньшее, но это совсем не значит, что больше — лучше. Дело в том, что сами динамики проектируются уже с учетом этой дополнительной упругости и рассчитаны на установку в определенные корпуса. Но как узнать, какой тип корпуса подходит для выбранного динамика больше всего? Для этого нужно посмотреть в его описание и найти там три параметра — эквивалентный объем, резонансная частота и добротность. Первый из них характеризует, насколько подвес у диффузора мягок, второй — резонанс всей подвижной системы (вспоминайте школу: каждое колеблющееся тело, имеющее массу, на определенной частоте будет иметь резонанс). И наконец, добротность характеризует, насколько подвес у диффузора упруг или вязок (по аналогии с автомобильной подвеской — пружины дают упругость, амортизаторы — вязкость). Вот по сочетанию этих трех параметров и можно рассчитать корпус. Для этого существует масса программ, которые можно найти в Интернете. Это и JBL Speakershop, и Basscad, и многие другие. Принцип их работы одинаков: вводим параметры динамика и пробуем подставлять разные значения объема корпуса. Программа при этом строит график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики), по которому наглядно видно, на каких частотах будет усиление, а на каких наоборот, ослабление звука. Впрочем, зная о том, что покупатели сабвуферных динамиков вряд ли будут рассчитывать корпус самостоятельно, производители, как правило, сами указывают рекомендуемые объемы. Но, как показывает практика, они не всегда бывают оптимальными, поэтому мы всегда проверяем их и предлагаем свои варианты. Конечно, разобраться во всем многообразии параметров с ходу бывает сложновато, поэтому не нужно стесняться присылать вопросы, мы будем рады помочь вам на страницах нашего с вами любимого журнала.

Эта АЧХ построена в программе JBL Speakershop для динамика Autotek АТХ1615, тест которого вы найдете в этом же номере. Как видите, будучи установленным в 74-литровый корпус с фазоинвертором (труба с внутренним диаметром 12 см и длиной 30 см), можно получить неплохую прибавку в звуковом давлении на самых вкусных басовых частотах в районе 40 Гц. А если установить динамик в закрытый 40-литровый корпус, то наоборот будет т.н. отрицательное акустическое усиление, но при этом АЧХ на нужных нам частотах (ниже 50 Гц) получается достаточно ровной.

Источник: журнал "Тюнинг автомобилей" (при участии Car&Music).Текст Антон Николаев

   
ПОИСК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
Copyright © 2017 | Saturn-ht | www.lanzar.ru | www.lanzar.com
На главную страницу Написать письмо Карта сайта